ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Ценообразование Структура розничной цены
Структура розничной цены

Структура розничной цены

Торговая надбавка, устанавливаемая торговыми предприятиями (иными субъектами хозяйствования) при реализации продукции населению, предназначена для покрытия расходов, связанных с продажей товара в розницу и получения прибыли от этой деятельности, операций. В соответствии с законодательством уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничения (в процентом выражении) торговой надбавки.

Торговая надбавка является элементом розничной цены и представляет собой цену реализации товара оптовыми, торгово- закупочными и розничными организациями. Торговая надбавка условно состоит из двух частей: оптовой и розничной надбавок.

Оптовые и розничные наценки в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок в процентах к отпускной цене предприятия без НДС или скидок к розничной цене. Из суммы надбавок по реализации всех товаров торгового или оптового предприятия формирует их валовой доход. Розничные и оптовые надбавки устанавливаются в процентах к отпускной цене товара или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок. При этом под отпускной ценой подразумевается отпускная цена предприятия-производителя без налога на добавленную стоимость.

Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене. В отечественной практике они применяются в случае, если на данную продукцию государственные органы устанавливают фиксированную цену или если производители согласовывают с покупателями конечную розничную цену. В этом случае размер торговой скидки играет роль торговой наценки, то есть характеризует тот размер прибыли, которую получат розничный и оптовый продавцы.

Размеры розничной, оптовой надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам, это отличие объясняется:

v особенностями конъюнктуры того или иного товарного рынка;

v принадлежностью торговых организаций к различным торговым системам, в рамках которых могут использоваться свои способы регулирования надбавок;

v различным уровнем издержек производства;

v территориальной принадлежностью.

Рынки товаров народного потребления формируются по территориям, местные органы государственной власти имеют право регулирования размеров торговых надбавок, скидок с учетом реально складывающихся условий реализации социально-значимых продовольственных и непродовольственных товаров.

Оптовая цена

Оптовая цена применяется при поставке продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом размера оптовой надбавки и рыночных факторов.

Оптовая надбавка взимается субъектами хозяйствования при поставке (которая подразумевает реализацию, обмен, продажу) продукции и предназначена для компенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых операций, и получением прибыли.


Оптовая надбавка устанавливается по соглашению сторон в лице снабженческо-сбытовых организаций, управлений производственно- технической комплектации, оптовых и розничных предприятий, а при отсутствии согласия - надбавка делится поровну. Оптовая надбавка не может превышать 20% от размера отпускной цены предприятия без учета налога на добавленную стоимость независимо от количества участвующих оптовых продавцов. Если же продукция поставляется транзитом, т.е. субъекты хозяйствования не несут расходов на хранение, складирование, транспортировку, то оптовая надбавка не может превышать 5% от отпускной цены предприятия-производителя или цены импортера. В соответствии с законодательством министерства, другие органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, имеют право определять оптовые надбавки для подведомственных предприятий в размерах, не превышающих установленный предельный уровень.

Розничная цена

Розничная цена, по которой товар реализуется населению, предназначена для покрытия издержек, расходов, связанных с продажей продукции населению, и получением прибыли от данного вида деятельности. Розничная цена может быть фиксированной и свободной. Фиксированная цена устанавливается государственными органами ценообразования (например, на социально-значимую продукцию). Свободная ценаформируется розничным торговым предприятием исходя из отпускной цены предприятия производителя и торговой надбавки, включая оптовую надбавку. Таким образом, розничные цены формируются субъектом хозяйствования исходя из:

· отпускной цены предприятия-производителя или цены импортера без налога на добавленную стоимость;

· оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков);

· торговой надбавки (розничной надбавки, которая определяется как разница между торговой и оптовой надбавками), определяемой субъектом хозяйствования исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли, взимаемой к отпускной цене предприятия-производителя или импортера, но не выше 30 процентов с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников. Исключение составляют, как уже отмечалось выше, социально-значимые товары, по которым регулирование торговых надбавок осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Розничная надбавка включает следующие части:

1. издержки обращения, состоящие из расходов на оплату труда торговых работников, амортизации основных производственных фондов, расходов на хранение, транспортировку, упаковку продукции, расходов на тару, рекламу, налогов и неналоговых платежей, включаемых в себестоимость, отчислений на социальные нужды, потерь в пределах установленных норм;

2. прибыль, определенной с учетом денежных средств на развитие материально-технической базы (фонд накопления), образование фонда для социальных нужд предприятия (фонд потребления), налогов, отчисляемых с прибыли, взносов на создание резервного фонда;

3. налоги и неналоговые платежи, выделяемые отдельными элементами в структуре цены;

4.отчисления на пополнение собственных оборотных средств, отчисляемые торговыми предприятиями независимо от формы собственности в размере 6% валового дохода, за минусом косвенного налога: в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, аграрной науки и пользователей автодорог в дорожные фонды (3%).

Алгоритм расчета оптовой и розничной цены включает следующие шаги:

или

где:

ОЦБ/НДС

– отпускная цена предприятия-производителя без НДС;

Опт.Н

– оптовая надбавка;

Опт.Ц Б/НДС

– оптовая цена без НДС;

Опт.Ц

– оптовая цена с НДС;

Роз.Н

– розничная надбавка;

РЦ Б/НДС

– розничная цена без НДС;

РЦ

– розничная цена с НДС;

НДСПР

– НДС предприятия-производителя;

НДСОП

– НДС оптового предприятия;

НДСР

– НДС розничного предприятия.

В конечную розничную цену отечественных товаров, включается налог с продаж до 5%; импортных товаров до 15% розничной цены с НДС:

или

Роз.Ц – розничная цена с НДС без включения налога с продаж;

Роз.Ц С/ПР – розничная цена, включая налог с продаж;

Ст.НПР – ставка налога с продаж;

Нпр - сумма налога с продаж (руб.).

Как уже отмечалось выше, для продукции, продающейся по фиксированным ценам, роль торговой надбавки выполняет скидка, предоставляемая предприятием-производителем с розничной цены для того, чтобы обеспечить получение дохода для оптового и розничного предприятий при продаже данных видов продукции.

Алгоритм расчета оптовой и розничной цены при предоставлении скидки включает следующие шаги:

где:

РЦФ – фиксированная розничная цена;

СкПР – скидка, предоставляемая с фиксированной цены предприятием-производителем;

СкОП – размер скидки для оптового звена;

СкР – размер скидки для розничного предприятия.

По товарам, которые не пользуются спросом, производится уценка. При согласовании конечных розничных цен уценка производится за счет производителя и торгового предприятия с распределением суммы уценки по соглашению сторон, а при не достижении согласия 50%:50%. При поставке предприятием-изготовителем товаров по ценам, не согласованным с торговым предприятием, уценка осуществляется за счет производителя.

Обоснование рентабельности при продаже товара

Предприятия розничной и оптовой торговли нацелены на получение дохода от своей деятельности и максимизацию размера прибыли. Следовательно, должно существовать обоснование размеров торговых надбавок или скидок с точки зрения достижения этой цели. Завышение их размеров, с одной стороны, может привести к трудностям с реализацией товара, снижению оборачиваемости средств (при высоких темпах инфляции это снижение реальной стоимости денежных средств), недополучение прибыли, с другой стороны, их предельный уровень ограничен законодательно. В условиях рыночных отношений субъекты хозяйствования сталкиваются с необходимостью принятия решений по реализации тех или иных товаров с учетом их прибыльности и степени риска. Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей предприятия с учетом издержек обращения, связанных с реализацией товара, оценки объема продаж, определения прибыли и рентабельности реализации той или иной продукции.

Использование затратного подхода при определении цены торговых услуг с помощью прямого счета возможно, но зачастую не дает четкой картины и приводит к образованию товарных запасов. Предпочтительным для оценки целесообразности сделки при закупке и реализации каждой конкретной партии товара на основе обратного счета, суть которого была изложена в главе 4. Такой подход дает возможность, ориентируясь на желаемую прибыль (среднюю норму рентабельности), оценить эффективность каждой закупки.

Алгоритм обоснования рентабельности продажи товара розничным предприятием по данной цене включает следующие шаги:

Валовый доход - это реализованная торговая надбавка или разница между продажной и покупной ценой товара.

В торговле рентабельность определяется как отношение прибыли к товарообороту (выручке).

где:

ВД - валовый доход розничного предприятия;

Фоб.ср.(6%) - отчисления на пополнение собственных оборотных средств.

НДСР – НДС розницы к уплате.

Изд.Обр – издержки обращения в торговле;

Фр/н - республиканский фонд поддержки с/х производителей ;

НР - норма рентабельности.

Роз.Н; Опт.Н - розничная и оптовая надбавка.

Список используемой литературы

1. Васильева Н.В., Козлова Л.Н. Формирование цены в рыночных услови­ях. М.: «Бизнес-школа» «Интал-Синтез», 2005.

2. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 2008.

3. Герчикова И.Н. «Маркетинг и международное коммерческое дело», Москва. 2008.

4. Долгов С.И., Кретова И.И. «Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело», Москва. 2007.

5.Есипов В.Е. и др. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. —СПб.: Питер, 2009.

6.Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Тесты и задачи: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2009.

7. Котлер Ф., «Основы маркетинга», Москва, 2006.

8. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. М. БЕК, 2007.

9. Лунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предпри­ятиях. М.: Международные отношения, 203.

10.Пунина Е.И., Рычкова С.Б. «Ценообразование и рынок», Москва, 2008.

11.Слепов В.А., Попов Б.В. Основы теории рыночного ценообразования. М., 2008.

12.Фишер, Дорнбуш, Шмалензи «Экономика», Москва, 2007.

13. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006.

14. Ю.Герасименко В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориенти­ры. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru